Совсем ополоумели Кто такие бомжи? И как так получается, что людям негде жить?
Основная причина, наверное, водка. Пропили свои квартиры. Или допились до чёртиков, и родственники выгнали их из дома. Но у всех ли такая простая история?
«Каждый имеет право на жилище». Это не эфемерная идея каких-то идеалистов. Это цитата из первого пункта 40 статьи действующей конституции (хоть старой, хоть новой). Согласно второму пункту, путинское государство создаёт разные условия для осуществления этого права. Основные способы — «ипотека на полвека», точечная застройка и бетонные гетто на окраинах городов. В Новосибирске самый яркий пример последнего — джулайки. Низкокачественное жильё без социальной и транспортной инфрастуктуры. Но не все могут платить каждый месяц 20-30 тысяч рублей за ипотеку.
Что же делать людям, у которых вся зарплата не превышает ипотечный платёж, и от бабушки не досталась хрущёвка? Можно снимать конуру. А можно посмотреть третий пункт 40 статьи. «Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату». Много ли вы знаете малоимущих, которым предоставили жильё? Я одного такого могу вспомнить. Сергей Собянин в 2006 году получил квартиру 308 квадратных метров в центре Москвы. Сироты ещё получают. Не все и не сразу. Иногда через суд, но добиваются 20 квадратов от государства.
В первом пункте 40 статьи есть ещё одно предложение. «Никто не может быть произвольно лишён жилища». И вот тут начинается история маленького человека и потенциального новосибирского бомжа.
Чистяков К. В. Странноватый мужчина 40+ лет. Не алкаш, опрятен. Инвалид. Наверное, как и другие граждане нашей страны, слышит по телевизору бравурные доклады о миллионах построенных квадратов жилья. О миллиардах рублей выделенных на решение жилищного вопроса. О постоянно снижающейся ставке на ипотечные займы. Но для нашего маленького человека все эти новости как будто из другой Вселенной. Он живёт в маленькой комнатушке со своей сестрой. Как так получилось, что взрослый мужчина не смог взять ипотеку? Или может у них была с сестрой большая квартира? Но его инвалидность или другие причины вынудили их переехать в комнатушку. Нам всем это не важно. Их дело. Но комната находится в доме, который ещё в 1989 году признан аварийным. Деревянный барак.
2020 год. Застройка в Новосибирске подобралась к бараку маленького человека. И должен он обрадоваться. Городская земля дорогая, в двухэтажном бараке квартир мало. Но, маленький он человек. А строительством в нашем государстве заняты большие люди. И хотят они больших денег. Поэтому получает наш Акакий Акакиевич письмо из мэрии Новосибирска: «требуем произвести собственными силами снос дома №230 по ул. Кирова в срок до 28.02.2021 года». Мэрия города требует от жильцов барака собственноручно его снести. Согласно 32 статьи Жилищного кодекса. А если через полгода Чистяков К. В. со своей сестрой не разберёт на брёвна деревянный барак, мэрия, согласно этой же статье кодекса, предложит им «рыночную стоимость жилого помещения».
Хватит ли «рыночной стоимости», в которую оценят большие люди комнатку маленького человека, на хоть какую-то квартиру? От этого зависит, появится ли на улицах Новосибирска новый бомж.